Историю хеттов делят на три условных периода:
древний (1650—1500 гг. до н. э.),Древнехеттский период
Период характеризуется расширением после успешных завоеват. походов в Сирии и переносом столицу в Хаттусас.
Самое важное событие с политической точки зрения – это поход в Вавилон в самом начале XVI в. (традиционная дата – 1595 г. до н.э.) Войска наследника Хаттусилиса I, Мурсили I, прошли по долине Евфрата и вторглись в границы Вавилонского царства. Захватили столицу, свергли царя и вернулись с богатой добычей. Это событие положило конец старовавилонскому периоду.
Междоусобицы и дворцовые перевороты привели к уменьшению завоеванных территорий. Лишь царь Телепину (ок. 1530–1500) отправил предшественника в ссылку и усилил роль собраний панкус и тулияс, имевших законосовещат. и судебные функции. Телепину принял закон о престолонаследии, завершил кодификацию хеттских законов и положил начало традиции договоров с соседними государствами.
Точная дата битвы при крепости Кадет неизвестна. Примерно в промежутке между 1296 и 1275 годах до нашей эры. Но весьма неоспоримо ее значение.
Две мировые державы поделили власть над Востоком. Фараон «с миром вернулся в Египет, с пехотой своей и колесницами своими».
Кадеш остался в руках хеттов. Моральную победу одержали хетты. Египет перестал считаться самой могущественной державой мира. Хетты оказались достойным противником.
... Потом были еще восемнадцать лет вражды. Они кончились «вечным миром». Был заключен первый в истории известный нам международный договор. Фактически, подписав его, египтяне признали победу хеттов в Кадеше. Египетский фараон и хеттский царь поклялись жить в мире и дружбе. Сферы влияния хеттов и египтян были четко разграничены. Палестина, большая часть Финикии и Южная Сирия остались за Египтом. Северная Сирия отошла к хеттам.
Это был звездный час Хеттской державы. Теперь она простиралась от Черного моря на севере до Бейрута на юге, от Милета и побережья Эгейского моря на западе до Алеппо и верховий Евфрата на востоке.
Договор действовал вплоть до падения Хеттской державы. Его текст сохранился на египетском и аккадском языках. Копия этого договора хранится сейчас в Нью-Йорке, в здании ООН, как символ стремления народов к мирному сотрудничеству на договорной основе.
Государство хеттов было самой настоящей военной демократией, то есть обладало таким государственным устройством, где каждый здоровый мужчина – воин принимает участие в государственных собраниях. Царь хотя и являлся номинальным главой такого общества, но его власть была не абсолютной и уж точно не безграничной. Если мужчины-воины были не довольны своим царем, то не проблемой было избрать нового.
Цари Хаттусы первоначально поручали непосредственный контроль над новыми завоеванными территориями своим сыновьям. Родственники царя, возвращаясь из ежегодных военных походов, регулярно уезжали в выделенные им провинции для того, чтобы управлять там делами. Управление провинциями включало в себя такие обязанности, как ремонт дорог, общественных зданий и храмов, назначение жрецов, проведение религиозных церемоний и вершение суда.
С расширением территорий система перестала быть эффективной. Подчиненные царства управлялись местными вассалами, впрочем, они, будучи либо беженцами, либо вождями прохеттских партий, назначались в качестве доверенных лиц непосредственно хеттским сюзереном. Вассал поставлял определенный контингент войск для хеттской армии и выражал свою верность ежегодным поднесением дани. Появился обычай, известный еще в древнейшей Месопотамии, заручаться помощью богов, делая их с помощью клятвы свидетелями и хранителями договора.
Важным богом хеттов был Сутех – бог ярости, Сандана – бог Солнца, Тисбу – бог ветров. В основном все боги хеттского пантеона имели дикий и воинственный характер, то есть во многом были под стать самим хеттам.
Боги мужчины имели и свои женские половины, так богиней любви была Астарта, это хеттский вариант греческой Афродиты или римской Венеры. Также большим почетом пользовалась богиня Кибела – матерь богов в хеттской мифологии.
Чтобы задобрить своих богов хетты приносили им в жертву разных животных, обычно коз или баранов, иногда быков. А вот свиней приносить в жертву было нельзя, так как свинья считалась нечистым животным.
Хеттские скульпторы были специалистами по вырезанию скульптур из природных скальных образований. Они были на много веков впереди персов, которые вырезали знаменитые гробницы и скульптуры.
Наиболее известным памятником является святыня в Язиликой, недалеко от Богазкой, хеттской столицы. Именно здесь была предпринята попытка шествия «тысячи богов». Это действительно две процессии на двух скалах, которые сходятся на центральном святилище. К сожалению, вероятно, из-за климатической эрозии, эти барельефы, вырезанные на вертикальных гранях скалы на открытых скалах, кажутся художественно слишком примитивными и тяжелыми.
Декоративно-прикладное искусство представлено художественной обработкой металла: штандарты-эмблемы, статуэтки божеств дохеттского периодаХетты были индоевропейцами, и потому их трудно было спутать с другими народами Древнего Востока. Высокий лоб, слабо намечена переносица. Телосложение хеттов скорее крепкое, коренастое, чем стройное; они несколько склонны к полноте.
Хетты не подрезали волосы, не выбривали голову наголо и не носили парики.
По праздникам все хетты надевали рубахи (туники) подлиннее и покрасивее. Обычно же они носили туники, доходившие до колен.
Обувь — башмаки или сапоги — предпочитали носить закрытую, со слегка загнутыми вверх носками.
В отличие от критянок, хеттские женщины одевались очень скромно и сдержанно. Поверх широких, слегка плиссированных юбок, перехваченных широким поясом, надевали блузку и накидку из плотной ткани, доходившую до пят.
Из украшений хетты — и мужчины, и женщины — носили обычно браслеты и ожерелья, реже — серьги. Популярностью пользовались подвески в виде солнечных дисков, полумесяцев, фигурок животных, особенно быков.
По своей планировке хеттский дом не похож на греческий. В нем не было вестибюля и центрального зала. Комнаты располагались в произвольном порядке, группируясь вокруг внутреннего дворика, — кстати, иногда тот находился прямо перед домом.
Нередко здания насчитывали несколько этажей. Из окон или дверей верхних этажей можно было по приставной лестнице спуститься вниз, на соседнюю крышу.
Хеттские дома, дворцы и храмы были залиты светом; в них всегда притекал свежий воздух; они казались распахнутыми настежь. Пусть города хеттов были ограждены стенами, но хеттский дом вовсе не напоминал собой крепость.
Интерьер хеттского дома отличался простотой. В доме имелись очаг и каменный сток. Основными предметами мебели являлись кровать, стул, стол и сундук.
В зажиточных домах на полу перед кроватью лежали тканые коврики, чтобы, сняв обувь, человек не простудился, перешагивая по каменным плиткам.
Подвал хеттам заменял огромный (высотой около двух метров) глиняный сосуд, врытый в пол. В нем хорошо сохранялись продукты, ведь внутри было сухо и прохладно.
Пища хеттов была простой, но сытной и здоровой. Рацион простых людей составляли овощи, фрукты, хлеб, пиво, молоко и молочные продукты. Люди побогаче чаще питались мясом. Вино и выпечку приберегали для праздников; ими же угощали богов. Пиво считалось народным продуктом. Его пили теплым, не разливая в чашки, а потягивая с помощью тростниковых трубочек прямо из больших сосудов.