Хетты. Неизвестная Империя Малой Азии
Третья великая держава наряду с Египтом и Вавилонией
Держава хеттов была одним из самых могущественных царств Древнего мира, она простиралась от Восточной Анатолии до Эгейского моря на западе и от Черного моря на севере почти до Леванта. На пике своего могущества фактически весь полуостров был под властью хеттов.Территория, на которой располагалась царство Хеттов, в наши дни называется Анатолией и образует азиатскую часть современной Турции.

в 8 веке до н.э. государство раздробилось, жители ассимилировались, язык пропал, и хетты исчезли. Что удивительно на три тысячи лет пропала и информация о ХЦ. Даже греческие античные историки ни словом не обмолвились об этом народе.
Есть отдельные упоминания о народе хеттов в Библии. Также есть одно упоминание у Гомера в Иллиаде. Это очень скудные данные.
Упоминание о хеттах в Библии относится ко времени Авраама (Бытие, 23 глава). Именно у хеттских племен израильский патриарх купил пещеру для захоронения своей жены Сарры. С хеттским племенем вступил, вопреки Божьей воле, в родственную связь сын Исаака Исав, взяв себе в жены двух хеттеянок (Бытие 26:34,35; 27:46). Господь повелел не вступать в родственные связи с язычниками, чтобы Израиль не заразился идолопоклонством и развращенным образом жизни, который не предполагал никаких ограничений в выборе чувственных развлечений, доходивших часто до содомских грехов. С хеттами связана и жизнь Давида (1 кн. Царств 26:6; 2 кн. Царств 11 глава), ибо первым мужем Вирсавии был Урия, родом хетт. В целом, как видим очень немного информации.

Только в начале ХХ века нашей эры - 38 веков спустя - археологи нашли в Турции материальные следы этой державы. Хетты построили на Анатолийском плоскогорье, как говорят клинописные записи, 1600 городов. За прошедший век найдено меньше десятка их развалин. И до сих пор полной истории этого сгинувшего царства нет, есть только ее фрагменты.
в 1905 г. видный немецкий ассириолог Гуго Винклер проводил раскопки на руинах хеттской столицы Хаттусы (современный город Богазкёй, примерно в 150 км восточнее Анкары). Было найдено большое количество текстов. Часть этого архива - тексты дипломатического содержания на аккадском языке, межгосударственные договоры и ряд других текстов, примерно тридцать тысяч фрагментов. Другая часть текстов носит культово-религиозный характер. Это описания праздников, церемоний, магических обрядов, молитвы, гадания.
Расскажу про межгосударственные договоры. Всего дошло 35 текстов равноправных и непаритетных договоров. Они имели очень интересную структуру. Обязательно содержали историческую преамбулу, где описывалась история взаимоотношений договаривающихся сторон. Хеттские представители хотели показать, что другая страна была в долгу перед хеттами, также стороны договаривались поддерживать легитимных наследников власти в каждой из стран.
И обязательно была заключительная часть – это благопожелания о соблюдении этих договоров и проклятия за их нарушение. Как правило, приводился большой список богов-свидетелей договора.
Тексты договоров писались на табличках из золота или серебра, хранились в храмах и ежегодно прочитывались в ходе официальных церемоний. Понятно, что эти оригиналы до нас не дошли. Мы знаем о них благодаря архивным копиям на глиняных табличках.
Чем прославилась хеттская держава?
ХРОНОЛОГИЯ ХЕТТОВ
Хе́ттыиндоевропейский народ бронзового века, живший в Малой Азии, основали Хеттское царство (около 1800 до н. э.)

Историю хеттов делят на три условных периода:

древний (1650—1500 гг. до н. э.),
средний (1500—1400 гг. до н. э.),
новый (1400—1200 гг. до н. э.).

Древнехеттский период

Период характеризуется расширением после успешных за­вое­ват. по­хо­дов в Си­рии и пе­ре­носом сто­ли­цу в Хат­ту­сас.

Самое важное событие с политической точки зрения – это поход в Вавилон в самом начале XVI в. (традиционная дата – 1595 г. до н.э.) Войска наследника Хаттусилиса I, Мурсили I, прошли по долине Евфрата и вторглись в границы Вавилонского царства. Захватили столицу, свергли царя и вернулись с богатой добычей. Это событие положило конец старовавилонскому периоду.

Меж­до­усо­би­цы и двор­цо­вые пе­ре­во­ро­ты привели к уменьшению завоеванных территорий. Лишь царь Те­ле­пи­ну (ок. 1530–1500) от­пра­вил пред­ше­ст­вен­ни­ка в ссыл­ку и уси­лил роль со­б­ра­ний пан­кус и ту­ли­яс, имев­ших за­ко­но­со­ве­щат. и су­деб­ные функ­ции. Те­ле­пи­ну при­нял за­кон о пре­сто­ло­нас­ле­дии, за­вер­шил ко­ди­фи­ка­цию хетт­ских за­ко­нов и по­ло­жил на­ча­ло тра­ди­ции до­го­во­ров с соседними государствами.



Сред­не­хетт­ский пе­ри­од (15 – нач. 14 вв.)
ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ста­би­ли­за­ци­ей внеш­не­по­ли­тич. по­ло­же­ния Х. ц.
Сред­не­хетт­ские ца­ри раз­ви­ва­ли прак­ти­ку до­го­во­ров как во внеш­ней, так и во внутр. по­ли­ти­ке.
В XIV в. до н. э. Хеттское царство находится на вершине своего могущества, на равных соревнуясь за первенство на древнем Востоке с Египтом и Ассирией. Покоренные народы исправно платят дань, которая стекается в Дом печати – царскую сокровищницу правителей хеттского государства.
В XIII в. до н. э. хетты вступают в длительное противостояние с египтянами за ряд земель на территории современной Сирии. Эта война в последствии приведет к серьезному кризису, как политическому, так и экономическому.
На но­во­хетт­ский пе­ри­од (нач. 14 – нач. 12 вв.)
Уси­ле­ние Х. ц.
Туд­ха­ли­яс I(II) ак­ти­ви­зи­ро­вал за­вое­ват. дея­тель­ность на за­пад­ном (Ар­ца­ва и Ас­су­ва) и юго-вост. (Киц­цу­ват­на и Ха­леб) на­прав­ле­ни­ях. с се­ве­ра уси­лил­ся на­тиск кас­ков, был раз­ру­шен Хат­ту­сас и сто­ли­ца пе­ре­мес­ти­лась в Са­пи­ну­ву (или в Са­му­ху).
Х. ц. в 14 в. во­шло в круг «ве­ли­ких дер­жав» Ближ­не­го Вос­то­ка. Мур­си­лис II поч­ти бес­пре­рыв­но вое­вал; на за­па­де Ма­лой Азии раз­гро­мил Ар­ца­ву, на вос­то­ке – не до­пус­тил за­хва­та Ас­си­ри­ей Ми­тан­ни, на се­ве­ре – ус­ми­рял кас­ков.
Про­ти­во­стоя­ние с Егип­том при­ве­ло к бит­ве при Ка­де­ше,
при­нёс­шей так­тич. по­бе­ду егип­тя­нам и стра­те­гич. – хет­там
По­след­ний хетт­ский царь – Суп­пи­лу­лиу­мас II (ок. 1210–1185) вос­ста­но­вил по­зи­ции Х. государства. в Си­рии и на Ки­пре.
В этом периоде Хеттская держава па­ла по­сле це­ло­го ря­да при­род­ных ка­так­лиз­мов и на­ше­ст­вия «на­ро­дов мо­ря», ко­то­рое ста­ло од­ним из клю­че­вых фак­то­ров гибели хеттов.
Разгромив Хеттское государство «народы моря» вторглись в Древний Египет, где были остановлены египтяне, хетты же больше не оправились после этого удара, и навсегда исчезли с исторической сцены
звездный час Хеттской державы

Точная дата битвы при крепости Кадет неизвестна. Примерно в промежутке между 1296 и 1275 годах до нашей эры. Но весьма неоспоримо ее значение.

Две мировые державы поделили власть над Востоком. Фараон «с миром вернулся в Египет, с пехотой своей и колесницами своими».

Кадеш остался в руках хеттов. Моральную победу одержали хетты. Египет перестал считаться самой могущественной державой мира. Хетты оказались достойным противником.

... Потом были еще восемнадцать лет вражды. Они кончились «вечным миром». Был заключен первый в истории известный нам международный договор. Фактически, подписав его, египтяне признали победу хеттов в Кадеше. Египетский фараон и хеттский царь поклялись жить в мире и дружбе. Сферы влияния хеттов и египтян были четко разграничены. Палестина, большая часть Финикии и Южная Сирия остались за Египтом. Северная Сирия отошла к хеттам.

Это был звездный час Хеттской державы. Теперь она простиралась от Черного моря на севере до Бейрута на юге, от Милета и побережья Эгейского моря на западе до Алеппо и верховий Евфрата на востоке.

Договор действовал вплоть до падения Хеттской державы. Его текст сохранился на египетском и аккадском языках. Копия этого договора хранится сейчас в Нью-Йорке, в здании ООН, как символ стремления народов к мирному сотрудничеству на договорной основе.

Цари и Боги
Битва при Кадеши
государственное устройство хеттов
Любопытно государственное устройство хеттов. Несмотря на могущество царя, все важнейшие решения принимались лишь после утверждения их царским советом. Даже начало войны было в руках совета. Таков главный государственный документ царства хеттов - эту "конституцию" составил царь Телепина в XVI веке до н. э. На совет собирались родственники царя, придворные, высшие чиновники, военачальники и старшие телохранители. Царь не имел права казнить члена совета, даже не подчинившегося его воле. За самые же тяжкие преступления судил не царь, а совет. Каждое утро собирался он, чтобы решать насущные дела государства.
Таблички из библиотеки рассказывают и о других законах хеттов. Сословие воинов, обогащавших страну награбленным в походах и приводивших тысячи пленных рабов, пользовалось правовой снисходительностью. Но тем не менее за убийство даже чужого раба воин отдавал четырех своих. Хозяйство страны держалось на труде рабов, и к ним закон относился со всей суровостью. За неповиновение, колдовство против хозяина, бегство рабу грозила смерть.

Хеттское царство отличал очень высокий уровень централизации власти.
Самые незначительные перемены в жизни какой-либо провинции обязаны были получить одобрение столицы. Клинописные таблички рассказывают сегодняшним ученым о том, что на окраинах империи всегда кипели сепаратистские страсти. Поэтому каждый новый царь должен был как бы заново строить царство: в одних случаях - силой, в других - подачками: землей, рабами, должностями. Коррупция процветала. Многочисленные сыновья царя после его смерти всеми способами старались захватить трон, хотя закон предписывал сажать на царство перворожденного сына.
Еще одна особенность царской власти у хеттов — это независимое положение царицы. Жена царя имела собственную печать, участвовала в различных совещаниях и могла вести самостоятельную переписку как с вельможами, так и с иностранцами (даже с иноземными царями!). Такое положение женщины необычно для Древнего Востока. Если царь умирал, она сохраняла свой статус, в то время как жена нового царя была лишь супругой царя.

Государство хеттов было самой настоящей военной демократией, то есть обладало таким государственным устройством, где каждый здоровый мужчина – воин принимает участие в государственных собраниях. Царь хотя и являлся номинальным главой такого общества, но его власть была не абсолютной и уж точно не безграничной. Если мужчины-воины были не довольны своим царем, то не проблемой было избрать нового.


Традиционная форма гражданской организации страны носила выраженный местнический характер; разбросанные города и долинные общины имели свои собственные местные «советы старейшин».

Иначе были организованы только крупные религиозные центры. Из описания Страбоном священного города Команы во времена римского императора Тиберия мы знаем, что с незапамятных времен подобные города полностью зависели от храма, а сам верховный жрец был одновременно гражданским правителем. В хеттских текстах имеются лишь косвенные упоминания об этих священных городах, но можно с уверенностью сказать, что этот тип организации имеет очень древнее происхождение.

Цари Хаттусы первоначально поручали непосредственный контроль над новыми завоеванными территориями своим сыновьям. Родственники царя, возвращаясь из ежегодных военных походов, регулярно уезжали в выделенные им провинции для того, чтобы управлять там делами. Управление провинциями включало в себя такие обязанности, как ремонт дорог, общественных зданий и храмов, назначение жрецов, проведение религиозных церемоний и вершение суда.

С расширением территорий система перестала быть эффективной. Подчиненные царства управлялись местными вассалами, впрочем, они, будучи либо беженцами, либо вождями прохеттских партий, назначались в качестве доверенных лиц непосредственно хеттским сюзереном. Вассал поставлял определенный контингент войск для хеттской армии и выражал свою верность ежегодным поднесением дани. Появился обычай, известный еще в древнейшей Месопотамии, заручаться помощью богов, делая их с помощью клятвы свидетелями и хранителями договора.

«Народ тысячи богов». Хетты не принуждали завоеванное население отказаться от почитаемых им богов. Они сохраняли здешние святилища и культы.
Культура хеттов представляла собой синтез всевозможных индоевропейских (хеттских и лувийских), хаттских, хурритских и месопотамских элементов.
Хетты почти не делали попыток установить иерархию среди той «тысячи богов», которым поклонялись. Большинство клинописных табличек, найденных при раскопках Хаттусы, содержат различные религиозные тексты. Однако, изучив их, ученые так и не сумели расставить хеттских богов по ранжиру — «построить упорядоченный пантеон».

Верховным богом, покровителем государственности считался по индоевропейской традиции бог грозы, отождествлявшийся с богами-громовниками многих традиций – от индоевропейского Пэрвы до хурритского Тессоба (с которым в конце концов и слился).
Не меньше почиталась Солнечная Богиня Города Аринна, по происхождению хаттская, ее считали супругой бога грозы. Популярны были боги и богини плодородия, к числу которых относился и хаттский Телепину – умирающее и воскресающее божество, связанное со сменой времен года. Очевидно, Телепину был богом плодородия. В одном из хеттских текстов о нем сказано: «Он боронит и пашет, он орошает поля и растит колос». Ученые сравнивают его с такими древневосточными богами, как Адонис, Осирис, Аттис.

Исключительным влиянием пользовалась хурритская богиня любви, разрушения и войны Сауска, отождествленная с месопотамской Иштар; вполне возможно, что именно благодаря ее культу хетты превратились в греческих воспоминаниях в полусказочных малоазиатских амазонок. Ее изображали в виде крылатой богини, стоящей на льве. Царь Хаттусили III считал ее своей покровительницей.
Незначительный хеттский бог ворот Апуллуна стал, по-видимому, прообразом греческого Аполлона.

К божествам, отвечавшим за природные феномены, относились бог Солнца (одновременно он был богом Неба и подземного мира, в котором пребывал в темное время суток, богом правды и справедливости) и бог Луны, почитаемый в Северной Сирии и Верхней Месопотамии. Оба они были тоже хаттского происхождения.

Важным богом хеттов был Сутех – бог ярости, Сандана – бог Солнца, Тисбу – бог ветров. В основном все боги хеттского пантеона имели дикий и воинственный характер, то есть во многом были под стать самим хеттам.

Боги мужчины имели и свои женские половины, так богиней любви была Астарта, это хеттский вариант греческой Афродиты или римской Венеры. Также большим почетом пользовалась богиня Кибела – матерь богов в хеттской мифологии.

Чтобы задобрить своих богов хетты приносили им в жертву разных животных, обычно коз или баранов, иногда быков. А вот свиней приносить в жертву было нельзя, так как свинья считалась нечистым животным.


Как видите, боги мыслились чем-то вроде людей, только бессмертных. Все основные боги хеттского пантеона имели человеческий облик. Они ощущали голод и жажду, трудились, болели и даже… умирали, — правда, не навсегда, ведь они же были бессмертными. Боги выглядели как люди и так же одевались. Подобно людям, боги испытывали те же страсти и желания. Впрочем, в отличие от людей, боги были всемогущи, достигали невероятных размеров и могли пребывать сразу в нескольких местах кряду. Иногда боги пускались в странствия или засыпали, и тогда все мольбы людей о помощи, возносимые к ним, оказывались тщетными.

Пантеон хеттских богов был обширен и мог видоизменяться в зависимости от доминирования того или иного культа. Со временем хеттские боги, словно удельные князья, стали править отдельными городами и областями. Так, свои боги Грозы были в городах Уда, Циппаланда, Нерик и других. Почитались у хеттов и изображения животных. Так, хорошо нам известный двуглавый орел пошел именно от хеттов.
Пантеон хеттов пополняли также их цари. Ведь хетты, подобно другим народам древности, обожествляли своих царей после смерти.

Хеттам было важно почитать всех до единого богов. Не случайно их главное торжество — праздник весны — длилось 38 дней, ведь царь, как верховный жрец, обязан был почтить на этом празднике всех хеттских богов. Предполагается, что во время праздника он переезжал из одной части страны в другую, чтобы оказать почести всем местным богам. Своими поездками по стране «царь имитировал «движение» солнца по небосклону (выступая в функции солнца) и воспроизводил «рождение» нового сезона (смену одного времени года другим)».
Еще 1 ремарка.
Религия древних хеттов неотделима от магии и колдовства, которые оказали на нее большое влияние. На многочисленных табличках, найденных археологами, зафиксированы буквально учебники по магии и ворожбе. Особо были популярны гадания на внутренностях животных.
Разбирая вопрос о делении на периоды, скажу, что ХЕТТСКАЯ МИФОЛОГИЯ вместе с завоеванными землями наполнялась новыми богами и мифами.

Древнейшим слоем X. м. является мифология хатти (протохеттов), оказавшая существенное влияние на хеттские мифологические воззрения. На основании документов из архива столицы Хеттского царства Хатусаса (современный Богазкёй) можно составить достаточно полное представление о мифологии хатти.
Главными богами являлись бог солнца Эстан (Estan, хетт. Истанус), Вурунсему (богиня солнца города Аринна; arinna, «источник», родственно хурритскому arinn-i, «источник»), её дочь — солнечное божество Мецулла, богиня Каттах-цифури («царица богиня», хетт. Камрусепа), бог-кузнец Хасамили (Хасамиль), бог престола Хальмасуит (хетт. Halmasuit, хатт. Hа-n-wa-s-wi-t, от Ha-ni-wa-s, «то, на чём сидят — престол», упоминается в древнейшей хеттской надписи царя Аниттаса, 18 в.), бог-пастух Хапантали, бог плодородия Телепину (хетт. Телепинус), покровительница Хаттусаса воинственная богиня Инара, божества подземного мира Лельвани и пара Иштуштайя (Istustaya, Esdustaya, возможно, родственно имени Эстан) и Папайя, богиня зерна Каит (Kait, «зерно», родственно хуррит. kate, «зерно», и древнейшим евразийским названиям зерна), охраняющий дворец царя Цилипури, божество луны Кашку (Kasku, родственно хуррит. Kusuh, «луна»), бог-щит Цитхарийя, Тару (Сару) — бог грозы, отец Мецуллы и супруг Вурунсему, Кудуили (Kudu, «душа») и др.

Наряду с хаттским слоем выделяется группа древнейших индоевропейских богов, связанных с первой столицей хеттов городом Неса (Канес): бог-защитник Пирва (ср. Перкунас, Перун и др.), бог дня Сиват [Siwatt-, «день», в функции бога солнца его впоследствии вытеснил Эстан, ср. siu-(ni), «бог»
Из мифов индоевропейского происхождения следует отметить миф о рождении 30 сыновей и 30 дочерей царицей Несы. Царица, посадив сыновей в горшки с нечистотами, пустила их плыть по реке (обычный для близнечных мифов мотив расправы с близнецами), а дочерей вырастила. Река принесла сыновей к городу Цальпа, где их спасли боги. Выросши, они возвращаются в Несу и, не узнав сестёр, вступают с ними в кровосмесительный брак.

С эпохи Среднехеттского царства в состав хеттского пантеона начинают включаться хурритские боги. Из них в новохеттский период особую роль приобретает Шавушка (Иштар); в поздних текстах (молитва царицы Пудухепы) она отождествляется с древнехеттской (по происхождению — хаттской: Вурунсему) богиней солнца города Аринны.
Период Нового царства характеризуется развитием религиозного синкретизма; в результате контаминации хеттских и хурритских мифологических представлений возникает хурритская интерпретация древнехеттского пантеона. Писцы-богословы не ограничиваются перечислением «1000 богов», составляющих, согласно текстам (в частности, государственным договорам), хеттский пантеон, но и устанавливают между ними классификационные связи, отождествляя богов, имеющих сходные функции (напр., богов грозы). Две основные группы богов официального пантеона хурритские по происхождению. Первую возглавляет бог грозы Тешу б со свитой: его брат и помощник в сражениях Ташмишу, побеждённый Тешубом Кумарби, бог луны Кужух, бог солнца Шимеги (Шимиге), Астаби (Аштаби), быки Тешуба Сери (Шери, «вечер-ночь») и Хурри («восход»), горы Намни и Хаззи и др.
Другая группа включает супругу Тешуба Хебат, её сына Шаррума, дочерей Алланцу (Алланзу) и Хунзишалли, служанку Дарру-Дакиту (Dakitu, первоначально семитское имя со значением «маленькая», «малышка»), божеств судьбы Хутена-Хутеллура (Худены-Худеллуры, Hutena-Hutellura, ср. (hute, «писать»), Аллани («госпожа»), Шавушку, её служительниц Нинатту и Кулитту, Кубабу и ряд других женских божеств. Обе группы изображены на рельефах святилища Язылыкая близ современного Богазкёя.
В составе «1000 богов» Хеттского царства наряду с хаттскими, древне-хеттскими несийским, хурритскими и немногочисленными лувийскими богами выделяются персонифицированные воплощения стихий [скорее всего архаические хеттские, в позднейшее время сближавшиеся с хурритскими; ср. Арунаокеан»), выступающий в сюжетах о сватовстве Телепинуса к дочери океана, о солнце и океане и др.].
Хеттское Искусство
Изобразительное искусство хеттов, хотя и находилось под влиянием работ из нескольких отдаленных мест, было наиболее тесно связано с искусством месопотамцев. Рельефные каменные скульптуры у дворцов вырезали из камня Одним из ярких моментов этого вида искусства является рельеф Бога Войны, высеченный на Царских Воротах в Хаттусе (сейчас находится в Музее Анатолийских Цивилизаций, Анкара). Резные рельефы вокруг Львиных ворот Хаттусы также впечатляют. В целом, однако, художественное творчество хеттов в искусстве, хотя и напористое, но простое и прямолинейное, ничем не отличается в технике и ограничено в воображении.

Хеттские скульпторы были специалистами по вырезанию скульптур из природных скальных образований. Они были на много веков впереди персов, которые вырезали знаменитые гробницы и скульптуры.

Наиболее известным памятником является святыня в Язиликой, недалеко от Богазкой, хеттской столицы. Именно здесь была предпринята попытка шествия «тысячи богов». Это действительно две процессии на двух скалах, которые сходятся на центральном святилище. К сожалению, вероятно, из-за климатической эрозии, эти барельефы, вырезанные на вертикальных гранях скалы на открытых скалах, кажутся художественно слишком примитивными и тяжелыми.

Декоративно-прикладное искусство представлено художественной обработкой металла: штандарты-эмблемы, статуэтки божеств дохеттского периода
  • Почему исчезло ХЦ
    Величайшим хеттским завоевателем был царь Суппилулиума, правивший на рубеже XV / XIV веков до н.э. Разгромив соседние племена, царское войско обрушилось на азиатские владения Египта. Лишь эпидемия, случайно занесенная из долины Нила египетскими пленными, заставила хеттов отступить. Однако ни Суппилулиуме, ни его сыну Мурсили II не удалось окончательно покорить Египет. Война, между тем, разорила обе великие державы. Внутренние конфликты и борьба с усилившимся восточным соседом — Ассирией, довершили распад и гибель великого царства. Последний удар державе хеттов нанесло вторжение т.н. «народов моря» в конце XIII века до нашей эры.

    Хеттская цивилизация вписала любопытную главу в историю человечества. Было создано военно-паразитическое государство, которое не столько занималось организацией экономической жизни, сколько выполняло функции завоевателя и политического властителя. Впервые в истории человечества хетты создали военную империю, общество которой было слабо дифференцированным, а городская культура оставалась на втором плане. Присоединяя к своему царству все новые и новые территории и наследуя традиции других цивилизаций, хетты не проложили путь в новую историческую эпоху. История Хеттской цивилизации яркий пример недолговечности и обреченности образования, основанного на военной силе.

    Есть версия, что Хеттскую цивилизацию уничтожили не народы моря, а внутренние междоусобные войны. Причиной их стала борьба за власть. Может быть, это и так. В то далёкое время ради своих амбиций люди шли на всё. Они могли уничтожить и целую державу, ради захвата власти. Но так уж получилось, что царский трон не достался никому, а государство распалось на отдельные независимые княжества. Пользы хеттам это не принесло, порадовались только враги, которые впоследствии и сами были уничтожены более сильными народами.

Хетты были индоевропейцами, и потому их трудно было спутать с другими народами Древнего Востока. Высокий лоб, слабо намечена переносица. Телосложение хеттов скорее крепкое, коренастое, чем стройное; они несколько склонны к полноте.

Хетты не подрезали волосы, не выбривали голову наголо и не носили парики.

По праздникам все хетты надевали рубахи (туники) подлиннее и покрасивее. Обычно же они носили туники, доходившие до колен.

Обувь — башмаки или сапоги — предпочитали носить закрытую, со слегка загнутыми вверх носками.

В отличие от критянок, хеттские женщины одевались очень скромно и сдержанно. Поверх широких, слегка плиссированных юбок, перехваченных широким поясом, надевали блузку и накидку из плотной ткани, доходившую до пят.

Из украшений хетты — и мужчины, и женщины — носили обычно браслеты и ожерелья, реже — серьги. Популярностью пользовались подвески в виде солнечных дисков, полумесяцев, фигурок животных, особенно быков.


По своей планировке хеттский дом не похож на греческий. В нем не было вестибюля и центрального зала. Комнаты располагались в произвольном порядке, группируясь вокруг внутреннего дворика, — кстати, иногда тот находился прямо перед домом.

Нередко здания насчитывали несколько этажей. Из окон или дверей верхних этажей можно было по приставной лестнице спуститься вниз, на соседнюю крышу.

Хеттские дома, дворцы и храмы были залиты светом; в них всегда притекал свежий воздух; они казались распахнутыми настежь. Пусть города хеттов были ограждены стенами, но хеттский дом вовсе не напоминал собой крепость.

Интерьер хеттского дома отличался простотой. В доме имелись очаг и каменный сток. Основными предметами мебели являлись кровать, стул, стол и сундук.

В зажиточных домах на полу перед кроватью лежали тканые коврики, чтобы, сняв обувь, человек не простудился, перешагивая по каменным плиткам.

Подвал хеттам заменял огромный (высотой около двух метров) глиняный сосуд, врытый в пол. В нем хорошо сохранялись продукты, ведь внутри было сухо и прохладно.

Пища хеттов была простой, но сытной и здоровой. Рацион простых людей составляли овощи, фрукты, хлеб, пиво, молоко и молочные продукты. Люди побогаче чаще питались мясом. Вино и выпечку приберегали для праздников; ими же угощали богов. Пиво считалось народным продуктом. Его пили теплым, не разливая в чашки, а потягивая с помощью тростниковых трубочек прямо из больших сосудов.

Made on
Tilda